…из биографии Галины Уразовой (режиссер, актриса, сценарист, режиссер монтажа, продюсер)
Галина Уразова родилась в деревне Платава Репьевского района Воронежской области. Она часто наблюдала за разными сельскими историями. Детство и взросление режиссера проходило на хуторе Родники Острогожского района Воронежской области. Наверное, поэтому свой дебютный полнометражный игровой фильм она решила посвятить именно хуторской жизни.
По замыслу Галине важно было донести не только историю о взаимоотношениях людей и женских переживаниях, о которых она неоднократно слышала от своих подруг в разных вариациях, ибо режиссер целенаправленно собирала эти истории, но и сельский быт, который, возможно, многих искренне удивит. «Неужели так живут?» — подумают некоторые. «Да. Так живут.» — отвечает Галина через свой фильм «Капкан».
По мнению режиссера хуторская жизнь на природе очень сильно отличается и по темпу, и по ритму, и по атмосфере от современных представлений людей о времени, и даже о самой жизни. Галина считает, что в большом селе, где есть интернет и мобильная связь, люди сейчас уже не понимают хуторян, и о городских жителях совсем речи не идёт; хотя многим кажется, что когда они выезжают на природу, на дачу или в маленькое путешествие в Сибирь, то они уже вполне чувствуют, что такое «дикое место». Режиссер говорит, что «Нет. Это другая философия даже», и надеется, что ей удалось совместно со всей съёмочной командой, передать хуторскую атмосферу в должной мере в своём фильме.
«Капкан» — это история о двух близких людях, которые потеряли не только способность выражать свои чувства, но и вообще разговаривать друг с другом. Эта история призвана напомнить, к чему приводит разобщенность. Недаром слоган фильма: «Не молчи! Скажи все, что ты чувствуешь…».
В этой истории Галина размышляет о множестве вопросов, касающихся личных взаимоотношений. Где грань личного пространства? Сможет ли любовь даже в критических условиях не умереть полностью? Сможет ли загадочная душа женщины не утратить способность прощать и понять невысказанное? Почему мужчины и женщины попадают в жизни в ситуации, когда уже не могут объяснить словами, что они чувствуют?
Сюжет фильма приснился режиссеру. И, проснувшись, Галина сразу поехала к своему соавтору Наталье Кудряшовой, где они заполнили 53 карточки, позже превратившиеся в сценарий.
Так получилось, что Галина не только срежиссировала, смонтировала и была соавтором сценария «Капкана», но и продюсировала фильм. И это было очень не просто. Особенно материально. Дело в том, когда шел процесс редактирования сценария, Галина параллельно занималась поиском продюсера, оператора, художника и других членов съемочной команды. Режиссер отмечала, что продюсер категорически не находился. То ли всех пугала экспедиция, то ли поиск финансирования, то ли перфекционизм Галины в организаторских вопросах. Поэтому автору пришлось выступить одновременно и режиссером-постановщиком, и продюсером проекта. Мягко говоря, это сложно. Галина отмечала, что надо было не только все просчитать, подготовить, организовать, но и в какой-то момент отключить «продюсерский канал» и включить «творческий канал», потому что они одновременно отказывались работать. Хотя, заметила режиссер, когда начались съемки, то у неё, похоже, открылись три канала одновременно, ещё какой-то космический присоединился, под названием: «совсем не спать!»
Галина заметила, что она не будет оригинальной, потому что все, кто снимает кино, наверное, через такое проходили. Когда несколько суток подряд не спишь, странные ощущения возникают. Режиссер нашла способ приходить в себя от нехватки сна: нырять в ледяной родник на пять секунд, ну вроде, как и поспала…
Во время съёмочного процесса киногруппа из 35 человек жила почти в лесу. Галина всё время благодарит всю свою съемочную команду. Режиссер считает, что вся киногруппа совершила подвиг, снимая фильм буквально круглосуточно! А еще все эти бесконечные нападения счастливых насекомых, обалдевших от появления такого большого количества лакомства… в виде людей. Почти все время шел дождь, дорога была очень сильно размыта. Машины кино-команды не могли нормально перемещаться. Но группа всё выдержала!
Галина утверждает, что актеры – Мария Болтнева и Максим Колесниченко тоже совершили актерский подвиг. Дело в том, что ливень в лесу делали с помощью нескольких специальных приспособлений — вода поступала из двух брандспойтов из машины-водовоза. Вода была ледяная, и Мария, и Максим долгое время находились под холодным дождем, особенно актриса, так как ее сцены снимались две ночи. А еще надо было как-то существовать между дублями в холодном ночном лесу в мокрой одежде. Съемки фильма пришлись на время, когда пришел холодный циклон, температура опускалась до +3 градусов.
Галина отмечала самоотверженную работу художника-постановщика картины Марии Акоповой, оператора-постановщика Виктора Крылова, второго режиссера Арины Невской, помощников режиссера Дмитрия Мотовилова и Константина Мельникова. Режиссер рассказала о команде художников, строительной бригаде и добровольцах-помощниках: ребята два месяца готовили локации, расчищали завалы, косили траву, строили декорации в угоду замыслу фильма.
Галина отметила слаженную работу операторского цеха, говорила о респекте гафферу, художнику по свету Валерию Петрову. Она заметила, что нужны были, Бог знает какие, невероятные усилия, так как все время шел дождь, а по сценарию в это время — солнце. Валерий каким-то чудесным образом ставил приборы, и съемки не останавливались. Понятное дело, когда по сценарию нужен был дождь, то его делали искусственно.
Режиссер сообщила, что в подготовительный и в съемочный период, так или иначе, более 150 человек помогали проекту, о чем она с огромной признательностью написала в титрах.
Галина рассказала, что в съемках фильма использовалось много животных. Снимать их, конечно, исключительно сложно. По-хорошему нужен дрессировщик или специалист, работающий в кино с животными. Таких не было на съемке. Режиссер предположила, что съемочной команде помогали сами Небеса в этом вопросе, иначе и не скажешь. Гуси бежали в нужном направлении; кошка с собакой не стали драться в кадре, а за кадром кошка просто совсем не переносила собаку; корова «разрешила» себя доить чужому человеку в кадре, а за кадром никого к себе не подпускала; конь «обалдел», но все делал без хозяина, пришлось заранее забирать его из соседнего села, так как владелец срочно уехал на несколько дней по делам; наседка не стала мешать, когда снимали цыплят. Здесь была территория мистики. Животных собирали по всем соседним деревням. За ними надо было следить, их надо было кормить. С собакой сильно повезло. Тася совершила несколько актерских подвигов, потому что очень любит людей. Хозяин Николай Старостин заверил, что все трюки она выполняла с удовольствием. На съемках ни люди, ни животные…никто… не пострадал.
Ещё Галина отметила тонкую работу звукорежиссера Владимира Камынина, и что прекрасная музыка, написанная композитором Станиславом Курбатским, является квинтэссенцией донесения всего замысла. Галине было важно рассказать в «Капкане» о том, что в условиях изолированной жизни всё обостряется: отношения, чувства, эмоции.
«Капкан» — дипломная работа Галины Уразовой как выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссёров им. Г. Н. Данелии. Фильм был отобран на несколько престижных кинофестивалей. «Капкан» взял призы на кинофестивалях: «ОКНО В ЕВРОПУ» за «ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ», на кинофестивале «Белая птица» в Казани за «ЛУЧШИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ», на Чебоксарском международном кинофестивале за «ЛУЧШУЮ ЖЕНСКУЮ РОЛЬ», на кинофестивале «SIFFA- London-Sochi International Film Festival» (Лондон-Сочи) за «ЛУЧШУЮ ЗВУКОРЕЖИССУРУ», INTERNATIONAL FILM FESTIVAL «ZILANT» — Лучший полнометражный фильм «Капкан» — реж. Галина Уразова, г. Москва, Россия BEST FILM — «The Trap» Director Galina Urazova — Лучшая женская роль Актриса Мария Болтнева «Капкан» — реж. Галина Уразова, г. Москва, Россия BEST ACTRESS — Maria Boltneva («The Trap» Director Galina Urazova) и др. Фильм получил множество отзывов кинокритиков и прессы.
Киновед, критик, культуролог, доктор искусствоведения, Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Кирилл Эмильевич Разлогов так отозвался о фильме «Капкан» (2021) режиссера Галины Уразовой: «Сразу скажу, что фильм мне кажется произведением, выдающимся практически во всех своих компонентах – рассказанной без слов истории, отработанной изобразительным решением, подбором актеров, великолепной работой Марии Болтневой и уникальным умением работать с животными. Работа безусловно не только заслуживает отличной оценки, но может быть представлена на любой крупный фестиваль…» (Канны, 2021 год).
Как же простой деревенской девушке удалось снять полнометражный фильм без продюсера, без финансирования? С чего начинался путь режиссера? Галина рассказала о первом воспоминании о себе: «… мне три годика, похороны моей прабабушки Ксении, я стою во дворе нашего дома и объясняю своей подружке происходящее: «Звездочка с неба упала, и поэтому бабулечка умерла».
Режиссер заметила, что в детстве очень много болела, практически постоянно, её долго лечили, делали большое количество уколов. Она по несколько месяцев не ходила в школу. Несмотря на это, Галина считает, что у неё было очень счастливое беззаботное детство.
Режиссер думает, что и папа, и мама, несмотря на совершенно разное их восприятие, сыграли, естественно, важную роль в её жизни. Папа — золотые руки и светлая голова. Общительный, позитивный, открытый, ответственный. Настоящий классный папа, самый близкий, любимый и родной человек. Кумир. Лучший друг. Папа всегда много работал, с раннего утра и до глубокой ночи. Каждая минута, которую Галина успевала провести с ним, всякий раз была праздником!
Мама — полная противоположность. Утонченная инопланетянка. Блондинка с какими-то неестественно голубыми глазами. Талантливая. Ее пальцы с легкостью скользили по клавишам аккордеона. С сильной интуицией. Но среди людей она всегда чувствовала себя чужой. Мама так и не смогла привыкнуть к деревенской жизни, хотя тоже родилась в селе. У нее всегда был свой особый мир. И сейчас, находясь на пенсии, мама перенесла этот мир еще дальше, в другую галактику. Она поет в церковном хоре и совершенно не понимает людей… земных. В отличие от папы, отношения режиссера с мамой были больше похожи на бесконечную борьбу характеров, с самого малолетства.
Ещё будущий режиссер задавалась мыслью об устройстве мира, о взаимоотношениях и больше всего о справедливости. Она писала сочинения в школе о том, что в мире должна быть справедливость, и что она каким-то образом должна влиять на это. Размышления о справедливости привели к тому, что после 9 класса Галина решила поступить в юридический техникум. Это не удалось, но она решила попробовать снова, но уже после 11 класса, и уже в университет. Юридическая специальность в то время была очень престижной и требовала дополнительной подготовки. Именно поэтому весь 10 класс каждое воскресенье Галина ездила на специальные подготовительные курсы в Воронежский государственный университет. Нужно сказать, что из деревни в областной центр всегда ходил лишь один маленький автобус. Он выезжал в 6 утра, всегда был набит битком, и ехал чуть больше двух часов. Наверное, стоять буквально на одном пальце и держаться одним мизинцем, в духоте и давке, Галине помогали мысли о том, как она становится великим следователем и восстанавливает полную справедливость во всем мире. Или она просто больше не хотела ездить на «дойку» в коровники, где проходила их школьная практика.
Галина утверждает, что к счастью, ни одному, ни второму не суждено было исполниться. Когда первый год подготовки в университет уже практически подошел к концу, одна из преподавательниц провела с будущим режиссером очень серьезную беседу. Она сказала, что у Галины нет ни единого шанса поступить на юридический факультет. «Это очень большой конкурс», — сказала она. «Это конкурс вовсе не знаний или даже денег. Это конкурс родителей. У тебя нет ни единого шанса. Мне жаль твое время, лучше потрать его на что-то более реальное». После этого разговора Галина долго думала. И пришла к выводу, что в мире, скорее всего, все устроено как-то иначе, чем она себе представляла, и есть ли место справедливости — очень большой вопрос. Итак, проблема с поступлением на юридический факультет была закрыта.
Но Галина очень оптимистичный человек. Однажды, в одной из книг она встретила интересное задание по постановке целей в жизни. Там давалось упражнение, в котором требовалось написать все свои мечты, в том числе и детские. Основой задания была мысль о том, что нельзя утаивать от самого себя свои желания, насколько бы абсурдными и невыполнимыми они бы ни казались. Прочитано – сделано. Галина составила большой список своих старых и новых желаний и, перечитывая его, вдруг с огромным удивлением вспомнила о своей детской мечте.
Будущий режиссер настолько боялась говорить о ней, признаваться самой себе в этом желании, что мечта просто затерялась среди прочих. Галина вспомнила, что всегда хотела стать артисткой, выступать на сцене, сниматься в кино. Читая эти строки, Вы сейчас, наверное, улыбаетесь, потому что половина планеты хоть когда-то мечтала стать актерами. И это как Мир, не ново. И Галина, написав эту мечту на бумагу, прочитав ее, снова было подумала, что это нереально и невозможно, но на истинные желания всегда выделяется огромная энергия, которая заставляет действовать. Галина поехала поступать в Москву на актёрский факультет. И поступила!
Будущий режиссер ещё вспомнила один курьезный случай из серии «знакомство с городской жизнью». Однажды Галина шла с подругой по улице, на них напал странный мужчина. И на следующий день она не смогла получить приз за «Лучшую миниатюру», потому что у неё было синее лицо, сотрясение мозга, и был поломан нос.
Ещё в копилке будущего режиссера профессия программиста. Она окончила факультет Прикладной математики и механики Воронежского государственного университета. Училась на дневном отделении кафедры нелинейных колебаний, изучала математику и программирование. Научный руководитель- профессор Владимир Григорьевич Задорожний (академик Академии нелинейных наук). Параллельно окончила Воронежский государственный технический университет (ВГТУ) факультет экономики (ныне факультет экономики, менеджмента и информационных технологий) по специальности «Экономика, менеджмент и управление на предприятии».
Затем Галина окончила ВСКР им. Г. Н. Данелии мастерскую Народного артиста Владимира Ивановича Хотиненко, Павла Константиновича Финна, Владимира Алексеевича Фенченко по специальности «Режиссура игрового фильма».
Галина прокомментировала: «Я счастлива, что обучалась в ВКСР, что пропиталась этой неповторимой атмосферой и прикоснулась к святая святых, к тому месту, нежно сберегаемому бесконечно внимательной ко всем — Верой Игоревной Суменовой, где бывали выдающиеся кинематографисты. И не только бывали, но и рождались. Я признательна всему коллективу ВКСР, мне было комфортно и уютно, когда хотелось пряника. И все было как-то мудро, когда нужен был кнут. Я на седьмом небе от того факта, что обучалась у профессионалов. Я безмерно благодарна моим выдающимся мастерам Владимиру Ивановичу Хотиненко, Павлу Константиновичу Финну, Владимиру Алексеевичу Фенченко за терпение и умение найти в каждом из нас «что такое индивидуальное».